Вынесен первый обвинительный приговор по статье 193-1 после ее возвращения в Уголовный кодекс в 2022 году

2 августа 2024 года Гродненский областной суд вынес заочный приговор по делу Ольги Величко, бывшей руководительницы Благотворительного общественного объединения «Гродненский детский хоспис», принудительно ликвидированного в августе 2021 года.

Суд признал Ольгу Величко виновной в совершении нескольких уголовных преступлений, в том числе в осуществлении деятельности хосписа после его ликвидации. По совокупности приговор составил 9 лет лишения свободы и денежный штраф в размере 12 000 BYN (около 3 400 EUR). По статье 1931 Уголовного кодекса Ольга была приговорена к 1 году лишения свободы.

Всего Ольга Величко обвинялась по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе ч. 3.ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями); ч. 3 ст. 2031 (незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных, часть 2 ст. 3614 (содействие экстремистской деятельности) и т.д.

Главная особенность этого дела в том, что среди семи статей Уголовного кодекса, предъявленных г-же Величко, статья 1931 «Незаконная организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в этой деятельности», предусматривающая ответственность за такие действия

Это первый известный случай вынесения приговора по статье 1931 с момента ее возвращения в Уголовном кодексе в январе 2022 года. Статья 1931 была исключена из Уголовного кодекса в июле 2019 года, поскольку она подвергалась широкой многолетней критике за несоответствие международным стандартам в области прав человека.

За первый период действия статьи 1931 (с 2005 по 2019 год) известно о вынесении судебных приговоров в отношении не менее 18 человек, а также вынесении прокуратурой сотен официальных предупреждений о недопустимости применения данной статьи.

Согласно совместному Руководству БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии по свободе ассоциаций, законодательство не должно требовать обязательной официальной регистрации объединений. Вместо этого, объединениям следует предоставлять возможность использовать механизмы правовой защиты для отстаивания своих прав независимо от того, прошли они регистрацию или нет. Не следует запрещать объединение лишь по той причине, что оно не имеет статуса юридического лица. 

В 2011 году Венецианская комиссия Совета Европы в специальном заключении по статье 1931 Уголовного кодекса Беларуси заявила, что «само существование статьи 193оказывает замораживающее воздействие на деятельность неправительственных организаций» и что «ограничение является настолько жестким, что оно не только ограничивает свободу объединений, но и свободу мнений и их выражения в неоправданной степени».

Приговор г-же Величко был вынесен в порядке специального производства (заочно), так как с декабря 2020 года Ольга Величко проживает за границей, где продолжает развивать паллиативную помощь детям и взрослым.

Особенность приговора в отношении Ольги заключается не только в том, что это первый известный приговор после возвращения статьи 1931 в Уголовный кодекс, и что впервые по данной статье он был вынесен заочно. Его особенность также в том, что даже с учетом предыдущей практики дело Гродненского детского хосписа является новым прецедентом: впервые приговор по статье 1931 был вынесен за организацию и участие в деятельности некоммерческой организации после ее принудительной ликвидации.

Уголовное дело расследовалось с июля 2022 года, а весной 2024 года следователи приняли решение о применении особого порядка судебного разбирательства в отсутствие обвиняемого (это первый заочный приговор в Гродненской области в по процедуре специального производства).

Основанием для уголовного преследования Ольги послужила проверка сайта Гродненского детского хосписа, а также финансовых операций организации, произошедших после решения суда о ее ликвидации.  По мнению гродненской прокуратуры, основанием для уголовного преследования стало продолжение финансовых операций хосписа после принудительной ликвидации (переводы не были связаны с ликвидацией организации). В общей сложности организации инкриминируется 50 финансовых операций на сумму 160 000 BYN (около 50 000 EUR).  Прокуратура пришла к выводу, что общественное объединение функционировало под дистанционным руководством директора, объявленного в розыск в связи с обвинением в хищении имущества.

Помимо дела руководителя Гродненского детского хосписа, известно о возбуждении еще одного уголовного дела по ст. 1931 после ее возвращения в Уголовный кодекс. В ноябре прокуратура Гродненской области направила в экономический суд заявление о ликвидации ООО «Клеригата». По информации генпрокуратуры: в нарушение законодательства субъект хозяйствования кроме предусмотренной уставом деятельности реализовывал цели и задачи общественного объединения (ком. незарегистрированного Союза поляков), которое не было зарегистрировано в Республике Беларусь в установленном законом порядке. В отношении должностных лиц общества прокуратура возбудила уголовное дело по ст.1931 Уголовного кодекса за незаконную организацию деятельности общественного объединения и участие в ней.

Приговор Ольге Величко стал еще одним среди тысяч приговоров, вынесенных в Беларуси в отношении журналистов, блогеров, гражданских активистов, политиков и других граждан, а также еще одним среди десятков приговоров, вынесенных в отношении лиц, вынужденно покинувших территорию Беларуси.

Этот приговор может стать далеко не последним по ст. 1931 Уголовного кодекса, так как в 2021-2024 годах в Беларуси развернулась беспрецедентная кампания по ликвидации некоммерческих организаций. По состоянию на 8 августа 2024 года зафиксировано не менее 1 094 принудительно ликвидированных беларусских некоммерческих организаций  и не менее 658 некоммерческих организаций, принявших решение о добровольной ликвидации. При этом в большинстве случаев добровольная ликвидация была вызвана серьезными трудностями, связанными с деятельностью в крайне неблагоприятных политических и правовых условиях. Во многих случаях решение о такой ликвидации было напрямую связано с требованиями государственных органов. Принудительная ликвидация получила новый импульс с апреля 2024 года в связи с ликвидацией общественных объединений, которые не привели свои устав в соответствие с новыми требованиями закона «Об общественных объединениях».

Всего с 2021 года по состоянию на 8 августа 2024 года беларусский общественный сектор потерял не менее 1 752 некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм. За это же время Lawtrend зафиксировал регистрацию около 175 новых НКО (не ликвидированных в этот же период). Таким образом, количество ликвидированных НКО примерно в 10 раз превышает количество вновь созданных организаций.