Беларусь: новая волна ликвидации общественных объединений в связи с невнесением изменений в уставы

Продолжающаяся с 2021 года кампания принудительной ликвидации НКО в Беларуси получила в апреле-июне 2024 года новый импульс: теперь власти инициируют ликвидацию тех общественных объединений, которые не внесли в установленный срок изменения в свои уставы в связи с изменением закона «Об общественных объединениях».

Напомним, что 14 февраля 2023 года в Беларуси был принят закон, существенно изменивший законодательство об общественных объединениях и о политических партиях. Этот закон установил обязательную перерегистрацию для политических партий, которая обернулась утратой регистрации и ликвидацией всех оппозиционных партий – легальный статус в итоге сохранили лишь 4 партии, поддерживающие правительство.

Для общественных объединений закон не предусмотрел всеобщую перерегистрацию, однако установил необходимость приведения уставов в соответствие с новыми требованиями закона в течение одного года с момента вступления этих норм в силу (до 4 марта 2024 года).

Общественные объединения – наиболее распространенная форма легализации некоммерческой активности в Беларуси. Общественные объединения появились в стране еще до провозглашения ее независимости в 1991 году. В отличие от других организационно-правовых форм некоммерческих организаций общественные объединения представляют собой членские организации, объединяющие граждан на основе общности интересов.  

Наиболее существенно изменения затронули республиканские общественные объединения. В их отношении введено новое требование об обязательном наличии организационных структур во всех областях Беларуси и в городе Минске. Ранее создание организационных структур было правом, а не обязанностью республиканского общественного объединения (они могли действовать как цельная организация без наличия отделений). Требование к такой серьезной структуре внутри организации влечет за собой большие технически сложности и финансовые расходы. Это связано прежде всего с необходимостью наличия юридического адреса у каждой организационной структуры в нежилом помещении, даже если эта организационная структура не будет иметь статус юридического лица. Технические сложности связаны в первую очередь с необходимостью поиска юридического адреса, прежде всего в регионах, где нежилых помещений, пригодных для размещения юридических адресов, немного, а собственники зачастую отказываются предоставлять их для данной цели. Финансовые расходы связаны с необходимостью регулярной оплаты арендной платы и коммунальных услуг за помещения, где размещены юридические адреса. Так, например, помещения, находящиеся в государственной собственности, согласно указу президента от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» и постановлению совета министров от 17 ноября 2023 г. № 787 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138» не могут быть предоставлены общественным объединениям безвозмездно (только отдельным организациям, включенным в специальный перечень). Таким образом, наличие и содержание семи организационных структур могут позволить себе лишь избранные общественные объединения.

Республиканские объединения, желающие продолжать работу и не имеющие возможность выполнить подобные требования, должны были изменить свой республиканский статус на местный или международный. В тоже время для международных общественных объединений также введены новые требования в отношении организационных структур: предусмотрена обязательная регистрация беларусского отделения и, хоть данная норма не прописана четко в измененном законе, однако регистрирующие органы требуют на практике, регистрация организационной структуры за рубежом.

Наличие республиканского статуса это в первую очередь вопрос позиционирования общественного объединения во внешней среде. Беларусское законодательство не направлено на предоставление преференций общественным объединениям в целом. Оно направлено прежде всего на предоставление индивидуальных (списочных) льгот. Однако, теряя республиканский статус, общественные объединения теряют и некоторую часть преференций. Так, согласно Закону от 14.02.2023 № 250-З «Об основах гражданского общества» республиканские общественные объединения, имеющие областные, Минскую городскую организационные структуры, численность совершеннолетних членов которых составляет не менее 100 000 граждан, имеют право на особые формы взаимодействия с государственными органами. Согласно ст. 35 Избирательного кодекса республиканские общественные объединения и их организационные структуры имеют право выдвигать своих представителей в состав территориальных, окружных и участковых комиссий.  Согласно указу президента от 31 мая 2005 г. № 247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский» республиканские общественные объединения имеют право использовать в своем наименовании слово «белорусский». Разные подходы к поддержке республиканских и местных общественных объединений устанавливает Указ президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта».

В целом новые положения закона «Об общественных объединениях» разработаны таким образом, что значительному большинству республиканских и международных общественных объединений, а также большому числу местных общественных объединений, нужно было пересмотреть свои уставы и внести в них изменения. Таким образом закон, формально не объявляя перерегистрацию общественных объединений, на практике обернулся процедурой очень похожей на перерегистрацию, поскольку документы о внесении изменений в уставы общественных объединений должны предоставляться в органы юстиции для регистрации. 

После окончания срока приведения уставов общественных объединений в соответствие с новыми требованиями закона «Об общественных объединениях» 4 марта 2024 года начался весьма неединообразный процесс ликвидации общественных объединений. Документы о внесении изменений в уставы некоторых общественных объединений принимались и после указанной даты, в то числе принимаются до сих пор (конец июня 2024 года). Некоторые общественные объединения получали сообщения со стороны регистрирующего органа об окончании срока приведения уставов в соответствие с новыми положениями закона и необходимости срочной подачи документов для выполнения данного законодательного требования. В отношении других общественных объединений подаются иски о ликвидации без дополнительных уведомлений.

В рамках новой волны принудительной ликвидации в апреле-июне 2024 года в суды были поданы иски о ликвидации около 100 общественных объединений, преимущественно республиканского статуса. При этом ликвидации подвергаются, в том числе, старейшие беларусские общественные объединения, созданные в 1994 году. Ожидается, что эта волна ликвидаций продолжится, поскольку многие общественные объединения не имеют ресурсов для продолжения работы, не видят возможности для деятельности в условиях сегодняшней Беларуси и по сути для многих отказ от внесения изменений в устав является осознанной формой не осуществлять действия, направленные на обеспечение продолжения существования в качестве зарегистрированного юридического лица. При этом в Беларуси запрещена деятельность незарегистрированных (и ликвидированных) общественных объединений, за нее установлена ответственность по статье 1931 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание до двух лет лишения свободы, которая применятся на практике.   

Всего за трехлетний период непрекращающейся с 2021 года кампании принудительной ликвидации ОГО по данным мониторинга Lawtrend суды Беларуси ликвидировали около 800 общественных объединений, еще свыше 450 общественных объединений сами приняли решения о своей ликвидации. Таким образом, за три года сектор общественных объединений в Беларуси уже уменьшился на треть, и продолжает уменьшаться.

В этот период были также принудительно ликвидированы многие некоммерческие организации иных организационно-правовых форм: фонды, частные учреждения, профсоюзы, политические партии, союзы юридических лиц. В целом, учитывая принудительную и добровольную ликвидации беларусский общественный сектор за практически три с половиной года лишился практически 1,700 некоммерческих организаций.

Обратный поток восстановления сектора в виде регистрации новых НКО крайне невелик. Всего с момента старта ликвидационной кампании к весне 2023 года по открытым источникам Lawtrend зафиксировала регистрацию около 160 новых НКО, в том числе лишь чуть более 60 новых общественных объединений. Таким образом, за последние три года число новых общественных объединений более чем в 20 раз уступает числу ликвидируемых общественных объединений.